Не так страшен комп, как его малюют

Не так страшен комп, как его малюют

У нас в семье всегда очередь к компьютеру. И по делу, и просто так. Папа — «айтишник» и иногда геймер. Мама — бывший программист и настоящий копирайтер. Бабушка с дедушкой — технари. Быстро научились нажимать на кнопки клавиатуры и теперь выискивают в интернете противопоказания к лекарствам и данные об акциях в местных магазинах. Дети — ну, им бы только в автогонки и другие игры гонять… Но и школьные домашние задания сейчас все чаще в сети выкладывают.

Когда дети подросли настолько, что очередь во временном выражении стала длинной, папа предусмотрительно купил себе нетбук, чтобы не приходилось выходить из игры в самый ответственный момент. Когда старшему сыну надоело соревноваться с младшими по поводу «кто первый сделал уроки, тот играет дольше всех», он заработал себе на смартфон. Чтобы не надо было объяснять друзьям ВКонтакте, что уже, видите ли, время сестре играть в «Смешарики». Когда у мамы появились срочные заказы, вся семья самоорганизовалась и перестроилась. При этом дети взяли на себя часть домашних забот, а папа начал активно выискивать интересные ссылки для статей.

А теперь задание. Перечитайте последний абзац и найдите пять позитивных уроков, которые усвоили дети. Подсказка: один из уроков – «всегда можно найти выход из положения, устраивающий всех»… Но причем тут влияние компа на детскую психику?

Все уже усвоили простую истину: если ребенку некомфортно в реальном мире, он окунается в мир виртуальный. И как сильно он углубится в него, зависит от окружения. Маленький ребенок со здоровой психикой, заинтересовавшись компьютерной игрой, легко вынырнет из нее. Во-первых, потому, что ему неинтересно там долго оставаться, а во-вторых, рядом с ним всегда найдется взрослый, который сможет предложить ему альтернативу в виде книжек, прогулок и просто баловства – тоже ведь нужно иногда. Так что если малышу подарили развивающий детский планшет, это совсем не – ах! – конец света. Для него это всего лишь игрушка, а не заменитель всех аспектов общения. Но это понимание могут заложить в детскую голову только взрослые.

Подросток, зависающий в социальных сетях, выйдет оттуда добровольно, если в этом мире у него существуют нереализованные желания – поиграть с друзьями в футбол, съездить с классом на экскурсию, выкинуть какой-нибудь фортель, чтобы зарисоваться перед девчонками в школе. А еще у него должны быть обязанности, которые взрослые ненавязчиво сформулируют в виде «без тебя мы совсем не справимся с этой ситуацией». И этот бонус собственной значимости не сравнится ни с какими победами в компьютерной игре.

Конечно, не все так просто и однозначно, но вывод один: не комп делает из ребенка раба, а безразличие близких. Тогда как заинтересованный взрослый всегда обратит достижения мира технологий в источник развития интеллекта и сближения членов семьи. Нашим детям предстоит жить в компьютеризированном обществе, и только мы можем помочь им правильно сориентироваться в выборе жизненных ценностей, не забывая при этом о требованиях времени. А то, что придется их принять, не вызывает сомнений.

Автор – Марина Веревочкина

На эту и другие темы