Рената Литвинова: принципиальный и жалостливый взгляд

Рената Литвинова: принципиальный и жалостливый взгляд

Мой друг, дипломированный психиатр, работающий в реабилитационном центре с «трудными» подростками убеждён в том, что Рената Литвинова убивает людей. Аккуратно режет их маленьким ножичком с ониксовой ручкой, и пока они истекают кровью, читает им черновики своих пьес. Как-то, в общем, так…
Преподаватели ВГИКа тоже приходили в ужас от пьес Литвиновой, в очередной раз объясняя непонятливой студентке, что ТАК писать совершенно недопустимо, сбивались со счёта стилистическим ошибкам и возвращали Ренате её курсовые, вдоль и поперёк исчёрканные красными чернилами. Но начинающий драматург не сдавалась: «Это же так красиво, вы вот послушайте…» и зачитывала отрывки из своих текстов с фирменными «литвиновскими» интонациями. Профессура слушала чувственные изломанные монологи, морщилась, но оценки повышала.
На защите дипломной работы с Литвиновой приключилась похожая история: рецензент, не вникая в литературные изыски, рекомендовал оценку не выше «удовлетворительно», а один преподаватель даже поинтересовался у Ренаты, умеет ли она говорить по-русски и, получив утвердительный ответ, сравнил сценарий с плохим переводом плохого иностранного текста. Спас Литвинову знаменитый сценарист Евгений Григорьев. «А, по-моему, это гениально!» — сказал он своё веское слово ВГИКовской комиссии. После его выступления встали другие искушённые драматурги и стали наперебой рассказывать о том, какая необычная, замечательная и тонкая у Литвиновой получилась пьеса.
Дипломный проект «Принципиальный и жалостливый взгляд Али К.» был опубликован в альманахе «Киносценарии». Литвинову заметили. Сначала в узком кругу сценаристов и влюблённых в неё журналистов, затем её появление произвело фурор в кинобогеме, а дальше случились большое кино и большая слава. Сегодня Рената Литвинова — одна из самых востребованных персон российского шоу-бизнеса. Она и актриса, и режиссёр, и сценарист, и писатель, и телеведущая, и светская львица, и дизайнер одежды, и продюсер, и Бог знает, кто ещё. Вот только безоговорочно восторженных почитателей у Литвиновой намного меньше, чем людей, не понимающих и не принимающих её творчество.
Дело в том, что Литвинова интересна зрителю не как сценарист, режиссер или актриса, а именно как человек или, скорее, явление. Публику всегда привлекали оригиналы, яркие личности с незашоренным, нестереотипным мышлением, балансирующие на гране гениальности и шизофрении. «Феномен Литвиновой» можно сравнить с успехом Lady Gaga, с той лишь разницей, что одной для достижения желаемого эффекта нужно надевать платье из отбивных и делать завивку с помощью банок «Кока-колы», а другая вполне комфортно чувствует себя стиле а-ля Марлен Дитрих. Эпатаж и протест против современных ценностей и традиций в первую очередь проявляется в её творчестве. С одной стороны, мёртвые девочки, пирожки со стеклом, бесконечная буффонада, любовь, доведённая до абсурда и абсурд доведённой до любви. С другой – стилистическая вакханалия и нарочито непосредственная подача текста, будто все пьесы написаны истеричной 16-летней девочкой-подростком.
Однажды интуитивно нащупав свой стиль, Литвинова прочно заняла эту нишу и уже на протяжении двадцати лет добывает сокровища из золотоносной жилы. За прошедшие после окончания ВГИКа годы Литвинова не эволюционировала как сценарист или писатель — процесс её становления в качестве драматурга закончился известной нам пьесой «Принципиальным и жалостливым…». Увы, больше ничего нового она сказать не смогла — все её пьесы так и остались полунабросками-полудневниковыми записями. Все её новеллы и киносценарии, опубликованные недавно издательством «Амфора», похожи друг на друга, как две капли воды. Мне могут возразить, что Литвинова «росла», развиваясь в качестве актрисы и режиссёра, но помилуйте, Литвинова, играющая Литвинову по пьесе Литвиновой – заслуженная актриса РФ? Не смешите меня! Валуев, знаете, тоже намедни в фильме снялся… А тот факт, что в качестве режиссёра она преуспела ещё меньше, чем в актёрской карьере, подтверждён многими более чем уважаемыми критиками и маститыми мэтрами киномира.
С другой стороны, не реализовавшись в качестве драматурга, сценариста и иже с ними, Рената отлично научилась подавать себя как публичная персона. Знакомые Литвиновой вспоминают, что в начале своего восхождения на литературный Олимп она напоминала «неотёсанную урлу», не стесняющуюся в суждениях и действиях. Сегодня мы видим по ту сторону экрана великосветскую даму, способ выразить мысли которой – косноязычие, стиль общения – «изломанная» жестикуляция, вздохи и придыхания, а проявление женской сущности – жеманность. Искусственность манер Литвиновой-женщины отлично накладывается на излишнюю искренность стиля Литвиновой-драматурга, давая нужный результат. Раздвоение личности Ренаты приносит неплохие дивиденды.
Публика умиляется, публика пугается, публика восхищается, публика не понимает. Публика благосклонна к Ренате Литвиновой.

Автор: Юлия Крутова

На эту и другие темы



  1. Radna:

    Возможно дальнейшая работа в этом плане Литвиновой не интересна, и она сменит амплуа в творчестве. Каждый должен заниматься тем, что его интересует в данный момент.НЕ надо ждать от людей проторённых дорог, пусть ищут новое.Это интересней. Во всяком случае, если, хотя бы большинство публичных (в хорошем смысле)женщин были подобны ей, мир был бы чище.