Всех бы их за плинтус!

Всех бы их за плинтус!

«Бабушка, отдай мышонка мне…

Я его похороню за плинтусом. Там уютно…»

Нашумевшая книга Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом» и ещё более громкий одноименный фильм Сергея Снежкина, а в результате прочтения и просмотра — самое горькое послевкусие и настроение, почти как у Экзюпери, о том, что мы должны «отвечать за то, что обещаем, тех, кого приручили, то, где налажали».

Книгу до конца я прочитать не смогла, слишком больно было читать жуткие автобиографические воспоминания Санаева о его детстве. А вот фильм осилила, и тяжело лишь было при первом просмотре. Теперь каждый раз, когда чувствую, что душа зачерствела, осуетилась, запуталась в мелочах, смотрю этот фильм, потом иду поцеловать пяточку своей уже спящей пятилетней дочери и стараюсь изо всех сил быть ей хорошей мамой.

В фильме впечатлили все: сумасшедшая в своей любви «бабаня» в исполнении Светланы Крючковой, подлый своей агрессивной пассивностью дед Алексей Петренко, талантливый и пропитый отчим Константин Воробьёв, инфантильная красотка не первой свежести и нерадивая мать в одном лице Мария Шукшина, а больше всех других - дебютная роль Саши Дробитько.

Его герой – ещё совсем юный, доверчивый, любящий, как все дети, маму и одновременно такой испорченный. Если уж зло, то самой вышей пробы, если речь идёт о душе ребёнка. Думаю, не одну меня до мурашек зацепила фраза, сказанная мальчишкой на похоронах: «Мама, а вы сегодня станете имущество делить? У бабушки деньги спрятаны…» А ещё за мгновенье до этого реплика мамаши с искаженным от злобы лицом: «Да стой же ровно!». И это сыну, о встрече с которым она якобы мечтала 7лет.

Всё остальное время в центре фильма пожилая женщина, неудавшаяся актриса, ни один раз преданная жена, несчастливая мать, потерявшая своего первенца в страшные годы эвакуации и вымещающая всю свою озлобленность на внука. Он для неё, словно воздух. Умрёт он, и она уйдёт вслед за ним, её «любонька», «котик», а ещё «уродик», «подлец малолетний», «гадина», «идиот». Бабушка лечит его реальные и придуманные болячки, проверяет, как умеет, его уроки, с криком, истериками, с угрозами порезать бритвой за пропущенную букву.

Она вместе с внуком горюет о загубленной душе мышонка и тут же говорит, что день рождения бывает только у здоровых детей, а он «насквозь гнилой — день прожил и радуйся». Шедевральная по градусу ужаса фраза от бабушки: «Твоя мамочка если и придёт к тебе, то только на могилку. А день рождения у тебя, чума бубённая, будет, когда я скажу».

Я ничего не знаю о личной жизни писателя Павла Санаева, но искренне надеюсь, что написав эту книгу, он смог очистить душу от мерзости своего детства. А ещё сочувствую, представляя, как тяжело ему самому быть хорошим отцом, если у него есть дети, и не копировать бессознательно пережитое. Ведь все мы, как известно, родом из детства.

Истины ради нужно добавить, что сам писатель экранизировать свой роман отказался, сказал, что ему «не в драйв рассказывать ещё раз уже однажды написанную историю». Фильм Сергея Снежкина он оценил не очень высоко: слишком злобной, нелюбящей Санаеву показалась его «бабаня». А вот лично я любовь увидела, страшную удушающую любовь к внуку, эгоистичную и жертвенную одновременно. Только как с такой любовью жить? Упаси нас всех Бог от таких любящих родственников!

Автор: Птичкина Наталья

На эту и другие темы



  1. Наталья:

    Да, фильм снят потрясающе, «на разрыв аорты». Книгу тоже пыталась начать читать, но что-то она меня не увлекла. После фильма, кстати, как это часто бывает, захотелось ее прочитать. Как-нибудь соберусь.