Стихотерапия Иосифа Бродского

Стихотерапия Иосифа Бродского

Как же искусно нас обманывают и убеждают в том, что нам нужно, а в чём мы совершенно не нуждаемся. Я читала стихи Иосифа Бродского и в какой-то момент поняла, что вот оно, то самое необходимое, что ушло на десятый план, что было вытеснено всяким ширпотребом от психолитературы, которая якобы может изменить мою жизнь к лучшему.

Потом у меня появилось такое ощущение, что это Вселенский заговор. Кто-то намеренно обесценивает поэзию, чтобы потом всучить нам тонну макулатуры в ярких обложках с кричащими названиям: КАК стать счастливым, богатым, красивым, знаменитым; КАК влиять на людей, ни от кого не зависеть; КАК обаять и стать стервой, лидером, женой, мужем, любовником или любовницей.

Взглянешь на книжную полку в любом современном доме и обязательно узришь что-то подобное. А надо-то всего ничего — несколько томиков стихов. Пришёл с работы и вместо телевизора открыл и понял, в чём он — смысл жизни. Поразился мыслью, которая выражена простым словом, но так много значит, так много стоит. И никакие тонны в прозе выраженных мыслей уже не нужны, в них нет необходимости.

Каким должен быть человек?

Богатым, счастливым, красивым, умным — это внушается с младых «когтей» и до самой старости. Именно эту паутину сплетают вокруг нас, и мы рады в неё попадать, чтобы страдать потом до самой смерти. Ведь благодаря внедряющим в наши умы эту мысль мы никогда не станем достаточно хороши для окружающего мира. Нам никогда не будет достаточно богатства, признания. Мы никогда не достигнем телесного совершенства. Нам не дано знать всё и выходить из любой ситуации победителями.

Но стоит прочитать стихотворение Бродского «Пилигримы» и всё становится на свои места. Это про всех нас. Это мы постоянные путники, бредущие мимо храмов и баров, больших базаров и шикарных кладбищ. Но самое-то главное в том, что

Увечны они и горбаты,

голодны, полуодеты,

глаза их полны заката,

сердца их полны рассвета.

Уж лучше я буду пилигримом, но свой путь пройду, осуществляя свои мечты. Потому что мир сложно изменить:

…мир останется прежним,

да, останется прежним,

ослепительно снежным

и сомнительно нежным,

мир останется лживым,

мир останется вечным,

может быть, постижимым,

но всё-таки бесконечным.

Что можно возразить? Кто может возразить? Нужны ли миллионы книг и психотерапевтов для того, чтобы это понять и принять? Чтобы выбрать иллюзию и дорогу, как советует поэт?
А ведь дальше он говорит о том, что «не будет толка от веры в себя да в Бога». Всё из-за того, что мир невозможно изменить, сколько не старайся. Единственное, что можно сделать — осуществлять себя в этом мире.

Что из этого стихотворения может понять ученик 11 класса?

Перечитываю это стихотворение и прихожу к выводу, что оно совершенно не для слабаков. Ведь так и в депрессию впасть можно, если не иметь опоры в самом себе, не быть самостоятельным в принятии своих решений, не знать, что можешь очень многое. Одним словом, стихотворение для опытных людей, которые уже пережили, перестрадали, перерадовались, ощутили безмерное счастье собственного существования.
Но тогда ответьте на вопрос, ученик 11 класса какие выводы сделает, прочитав творение поэта? А если принять во внимание то, что он больше никогда с этим стихотворением не встретится в жизни и вообще в 99% случаев не откроет ни один поэтический сборник. Становится страшно.

У меня появляются только одни вопросы после этой поэтической встряски. Пять минут изменили мои представления о жизни и убедили в том, что, кроме терапии стиха, нет ни одного средства, которое способно укрепить мои позиции в этой жизни и поддержать в трудную минуту.

Автор — Надя Лимонникова

На эту и другие темы



  1. Trixter:

    МЭЙЛЫ РУССКОМУ ДРУГУ

    Нынче ветрено, и волны с перехлестом,
    Скоро осень, все изменится в округе…
    И. Бродский. «Письма римскому другу»

    Нынче холодно, и в доме плохо топят,
    Только водкой и спасаешься, однако.
    Я не знаю, Костя, как у вас в Европе,
    А у нас в Европе мерзнешь как собака.

    Приезжай, накатим спирту без закуски
    И почувствуем себя богаче Креза —
    Если выпало евреям пить по-русски,
    То плевать уже, крещен или обрезан.

    Я сижу за монитором. Теплый свитер,
    Уподобившись клопам, кусает шею,
    В голове кишат мечты про аквавиту —
    Лишь подумаю, и сразу хорошеет.

    За окном в снегу империи обломки,
    Пес бродячий их клеймит мочою желтой,
    Знаешь, Костя, раз сидим на самой кромке,
    То уж лучше бы в штанах, чем голой жопой.

    И приличней, и не так страдает анус,

    И соседи-гады сплетничать устали.
    Никуда я не поеду. Здесь останусь —
    Мир и так уже до дырок истоптали.

    Близко к вьюге — далеко от Кали-юги.
    Как сказал мне старый хрен у ресторана:
    «Все жиды и губернаторы — ворюги!»
    Взгляд, конечно, очень варварский и странный.

    Был в борделе. Думал, со смеху не встанет.
    Дом терпимости эпохи Интернета:
    Тот к гетере, этот к гейше иль к путане…
    Заказал простую блядь — сказали, нету.

    Поживем еще. А там и врезать дуба
    Будет, в сущности, не жалко. Может статься,
    Жизнь отвалит неожиданно и грубо —
    Все приятнее, чем гнить вонючим старцем.

    Сядем где-то между Стиксом и Коцитом,
    На газетке сало, хлеб, бутылка водки,
    И помянем тех, кто живы: мол, не ссы там!
    Все здесь будем. Обживемся, вышлем фотки.

    Холод стекла заплетает кружевами.
    В щели дует. Как всегда, забыл заклеить?
    В старом скверике февраль переживает
    И, ссутулившись, метется вдоль аллеи.

    Календарь китайский с рыбками. Сардины
    Или шпроты — жрать охота, вот и грежу.
    Подоконник белый. Белые гардины.
    В кресле — я. Еще бываю злой, но реже.

    Генри Лайон Олди

  2. Рагдена:

    А что 10-классник поймет в Достоевском? А 9-классник в «Евгениии Онегине»? Если так рассуждать, то всю школьную литературу надо составить из Гарри Поттера и Карлсона.
    Между тем именно в подростковом возрасте появляется в человеке (не во всех, согласна, но это издержки, так сказать, цивилизации,не вся добыча состоит из породы, встречается и шлак, причем в больших количествах) потребность в осмыслении мира, поиск своего места. Именно в этот момент уместно постижение того, что мыслители надумали, поэты сочинили. А если ребенок не умеет думать, так он и в 30 лет Бродского читать не будет (что он, дурак, самостоятельно голову забивать всякой дребеденью?).
    Вот так. А поэты, они такие. Ходят пятками по лезвию ножа. А в кровь изрезаны наши души.
    О таких поэтических встрясках много могу рассказать. Один лорд Байрон, случайно попавший мне в руки в 14 лет чего стоил… Так мое мировосприятие перекроил, что куда там Достоевскому с записками известными… Но это история моей души. И кому она интересна?
    А люди читают книги. И дети читают стихи. И слава БОгу, что они читают…

    • Trixter:

      Программа по литре вообще рассчитана максимум на 2-3 человека из класса. У остальных — в одно ухо влетело, в другое вылетело. Себя вот вспомню — читал много, но не то, а стихи — вообще терпеть не мог, но любил Высоцкого. В результате вырос начитанным, но не тем:)

      Я ничего не понимаю в музыке. Но она мне нравится. Наверное, также с Бродским и Онегиным — не обязательно в них что-то понимать. Можно просто иметь своё мнение — «нравится» или «Не нравится».

  3. Коррида Ивановна:

    >Можно просто иметь своё мнение – «нравится» или «Не нравится».
    Вот и я по такому принципу делю прочитанное. Из-за своей девичьей памяти я могу забыть название или даже автора, но всегда буду помнить те ощущения, те переживания, которые вызвало то или иное произведение. И для меня это важно. Ну а если что-то оставило меня равнодушным — значит, это не мое. НО об этом не узнаешь, пока не прочитаешь произведение до конца.

  4. Рагдена:

    В музыке не разбираюсь, действую по тому же принципу. Хотя и понимаю свою полную беспомощность.
    Но, согласитесь, не зная математических правил нельзя решать задачи и читать теоремы. Полная абрабакадабра будет. Да и неинтересно. Наскучит быстро и будем твердить как та лиса: «Зелен виноград».
    так и литература. не зная ее основных правил,например, основ стихосложения, никогда не поймешь чем Бродский выше «любовь-морковь». и чем так «забирает» Высоцкий: смыслом, или тем, что его совершенная стихотворная форма «яблок — я благ» (хотя бы это, навскидку)сочетается с содержанием, давая единство содержания и формы.
    А так мы все бездари и неучи. действуем на грани инстинктов «нравится — не нравится».
    Арифметику кое-как освоили… А дальше.. законы матанализа не про нас.