Кто помнит о бардах

Кто помнит о бардах

Слово «бард» знакомо современной молодежи разве что по пародиям «Уральских пельменей». И это не худший вариант. Иногда – никаких ассоциаций.

…Это раньше поэты-песенники собирали битком забитые залы. Зачем люди шли туда? Слушать. Смотреть. Мыслить. Участвовать. Сопереживать, в конце концов. Испытывать «совместные» эмоции, петь и видеть напротив глаза поющего, и чувствовать рядом таких же «соучастников», и ощущать звук, насыщенный гармонией, и хватать рукой висящие в воздухе рифмы.

«…и друзей созову, на любовь свое сердце настрою.

А иначе зачем на земле этой вечной живу?», -

пел Булат Окуджава, и все зрители в зале понимали, зачем.
«Да разве могут дети юга, где розы блещут в декабре…», — это был гимн долгожданной «оттепели», о которой, однако, нельзя было говорить в открытую, поэтому «хоть ненароком догадаться, что значит думать о весне».

Поэт Илья Эренбург и композитор Сергей Никитин в то время были едва знакомы слушателям. Но именно благодаря таким встречам возникали и уже навсегда оставались в памяти многие забытые сегодня имена.

Невозможно в рамках статьи перечислить даже самых известных бардов, так что пусть каждый сам вспомнит то, что ему дорого. Упомянем всуе Владимира Высоцкого, но он, по крайней мере, не забыт, как большинство авторов-исполнителей.

Сейчас для эмоциональной разгрузки (или нагрузки) нужен всего лишь доступ в интернет: YouTube, всевозможные видео, развлечения, голосования, блоги и социальные сети, караоке. Эмоции в одиночку. В лучшем случае с друзьями, и то – по разные стороны экрана. Все персонифицировано. Время коллективного содействия и сотворчества прошло…

Плохо ли это? Не будем вешать ярлыки. Как известно, «времена не выбирают, в них живут и умирают». Кто назовет автора этих строк? Александр Кушнер живет и работает в Санкт-Петербурге. Его имя знакомо немногим ценителям авторской песни, зато цитату знают даже те, кто далек от поэзии.

Да, существуют – по крайней мере, в крупных городах – клубы авторской песни, проводятся ежегодные вечера памяти, но (за редким исключением) все это делают энтузиасты для небольшого круга заинтересованных. Прежнего размаха и всенародной значимости эти мероприятия, увы, не имеют.

Значит ли это, что время авторской песни безвозвратно прошло? Исторические процессы развиваются по спирали, и кто знает, в какую форму творчества выльется следующий всплеск интереса к бардам и их произведениям. В том, что это будет, сомневаться не приходится: ведь были забыты на время виниловые проигрыватели, какое-то время пылились на полках грампластинки, а сейчас это все опять в моде.

Герои у каждого времени свои. Но есть категории, о которых будут петь всегда – и авторы-исполнители, и поп-музыканты. Эти ситуации близки и узнаваемы, независимо от времени написания:

«Слушаю. Да. Алло! Что за шутки с утра?», -

безвозвратно ушедшая любовь в телефонном разговоре Юрия Визбора;

«О, дай мне, господи, достичь, окончив путь, чего-нибудь, чего-нибудь, чего-нибудь», -

молитва-терзание Михаила Щербакова «Шансон»;

«Каждый выбирает для себя женщину, религию, дорогу», -
философия жизненного выбора Юрия Левитанского.

Так что все мы, слушающие музыку и размышляющие о смысле жизни, неосознанно обращаемся к творчеству бардов. Многим представителям рок-движения, например, Гребенщикову, Макаревичу, Шевчуку, тоже близка авторская песня. Она провоцирует нас быть лучше и не бояться принимать решения.

«Подходит крaйний срок хоть что-нибудь решaть,

Обрaтно нa корaбль порa вернуться с бaлa,

И поздно нaчинaть, и рaно зaвершaть,

И нужно продолжaть, во что бы то ни стaло…» («Иваси»)

Автор – Марина Веревочкина

На эту и другие темы