Учитель – это звучит гордо?

Учитель – это звучит гордо?

А какой знак препинания поставили бы вы в конце заголовка? Точку? Восклицательный? Я ставлю всё-таки вопросительный. Попробую обосновать своё мнение.

Небольшой экскурс в историю

В Древней Руси складывалось особое отношение к учителям. Педагогов с большим уважением называли мастерами, подчёркивая их высокий общественный статус. Слово учителя было законом. Ученики, приходя утром на занятия, кланялись сначала образам, затем учителю. Родителей в школу не вызывали. Да и зачем? Они не вмешивались в процесс обучения.

В царской России статус педагога также был очень высоким. Должности учителей соответствовали чинам Табели о рангах. Например, учитель рисования гимназии имел чин губернского секретаря, а директор гимназии – надворного советника.

Интересный факт из биографии вождя мирового пролетариата В. И. Ленина. Его отец, Илья Николаевич Ульянов, дослужившись до должности инспектора народных училищ, имел чин статского советника, что соответствовало генерал-майору.

Да и в послереволюционное время учитель был заметной фигурой в обществе. Именно к нему тянулись жители городов и сёл. После войны учителя смогли воспитать новое поколение интеллигенции. Советский народ справедливо считался самым читающим в мире. Вспоминаю рассказы своей матери о сельских учителях, перед которыми при встрече с большим уважением жители деревни снимали шапки.

Какова ситуация сегодня?

В современной школе значительно возросла нагрузка на учителя. Если до революции максимальное количество уроков, которое мог провести педагог в неделю, было 18, то сегодня это начальная точка отсчёта. Увеличилась наполняемость учебных классов. Учитель должен быть не только педагогом, но и психологом, психотерапевтом, да и ещё много кем. Вспоминаю свою работу в сельской школе. Там в конце учебного года председатель колхоза выдавал школе план по прополке столовой свёклы. И все учителя в обязательном порядке во время отпуска (!) должны были обрабатывать свои наделы.

Да и сейчас, работая в городской гимназии, замечаю, что выполняемая учителями работа совершенно не соответствует их должностным обязанностям. Скажите, входит ли в эти самые обязанности ремонт класса, работа на пришкольном участке, многочисленная исследовательская и методическая работа. Учителя выполняют не свои функции! Эти слова я однажды услышала от своего выпускника.

Чем больше обязанностей государство взваливает на плечи учителя, тем меньше уважения он получает от общества. Обратно пропорциональная зависимость! Складывается крайне негативное отношение к профессии педагога.

Каким изображают учителя в различных шоу-программах? Вымогатель, злой и несправедливый человек, неудачник. Отношение к нему жалостливо-пренебрежительное. Учитель – второй сорт человека. Потому и платить ему надо как второму сорту.

Правило бумеранга не заставило себя ждать. Молодёжь окончательно потеряла интерес к профессии педагога. Беседуя со своими учениками, я ни разу за последние годы не услышала, что кто-то мечтает поступить в педагогический вуз. Конкурс на некоторые специальности упал до нуля.

Какой выход из сложившейся ситуации?

Поищем ответ у классиков. «Бытие определяет сознание». Так писал немецкий философ и экономист К. Маркс. Особенно это заметно в наше время: уважение и зарплата сегодня находятся в прямой зависимости. Конечно, повышение зарплаты – не единственный способ поднять статус педагога, но, по моему мнению, в сложившейся ситуации наиважнейший. Не надо забывать, что во все времена о государстве судили по его отношению к учителю.

На эту и другие темы