Как Букины разбивают семьи

Как Букины разбивают семьи

Сначала они поселились в моем доме. Потом вторглись в мой мозг и бесцеремонно стали давать советы. Изменения коснулись и домочадцев: в обращении друг к другу все чаще звучали сарказм и нетерпимость. Заразнее, чем вирус СПИДа, безжалостней, чем наемные убийцы, коварнее, чем Аун-Синрекё, милые Букины из электронного ящика Пандоры день за днем внушали нам низменные порывы, нелепые подозрения и депрессивные мысли о собственной никчемности.

У меня нет претензий к актерам: напротив, и Наталья Бочкарева, и Виктор Логинов были убедительны и, пожалуй, слишком хороши для этой кино-жвачки. А вот того, кто назвал сериал «Счастливы вместе» семейной комедией, предлагаю поселить на безлюдном острове где-нибудь в Баренцевом море. Ибо более циничное определение ему придумать трудно: в сериале нивелируется сама идея семьи. Ее, в сущности, нет — есть некая группа лиц, обремененная кровными узами и вынужденным сожительством. У специалистов есть термин, обозначающий такую «семью от безысходности» — деструктивная.

Согласно определению БЭС*, семья — это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью. Для Букиных эти постулаты — пустой звук. Их жизненный уклад иначе как надругательством над семейными ценностями не назовешь.

Исторически сложилось так, что на Руси вплоть до второй половины двадцатого века доминировал патриархальный уклад. Муж, отец, хозяин и глава семьи был неоспоримым авторитетом, а его слово — истиной последней инстанции. Как же случилось, что единственный кормилец в семье стал жалким, презренным неудачником? В собственном доме его постоянно унижают, обворовывают, обманывают. И все это под веселенький трек «Кто придумал, что тебя я не люблю?»… О’кей, раз уж Букины — сиквел американского сериала «Женаты и с детьми», значит и «Домострой» нам не указ. Вот интересно, а в мусульманских странах допустили бы к семейному просмотру подобный «шедевр»?

После войны и до развала Союза в обществе превалирует детоцентризм (воспитательная концепция, согласно которой интересы семьи концентрируются исключительно на ребёнке.)

Это, сдержанно говоря, тоже не коснулось Букиных. Здесь дети — всего лишь побочный эффект редкого секса, нежеланные и незапланированные. Чего стоит реплика Гены относительно собственных отпрысков: «Будем считать, что мы просто тренировались». Неудивительно, что дети отвечают родителям взаимностью: они не уважают отца и мать, игнорируют их требования и интересы, не испытывают желания изучать историю семьи, приобщаться к ее ценностям и традициям (не совсем уместно по отношению к «Счастливым», да?). Между тем, среди зрителей и поклонников сериала немало детей и подростков, которые принимают происходящее на экране за чистую монету. То есть они, конечно, отдают отчет, что в телевизоре все происходит «понарошку», но не в силах противостоять ежедневному зомбированию: ври, жадничай, издевайся над слабыми. Я уже не говорю о постоянной назойливой рекламе секса как развлечения, без любви и взаимных обязательств.

Даже при беглом анализе сериала ясно, что канвой сюжета стали откровения теток-мужененавистниц. Мужские роли в сериале одинаково смешны и неприглядны: лузер Букин, подкаблучник Женя, альфонс Толик. Не пощадили сценаристы даже Букина-младшего: Ромку обычно выставляют неудачником с кучей комплексов и сексуальных проблем. Многие ли заметили, что это трудолюбивый и талантливый подросток, успехи которого (достойный уровень знаний, самостоятельное поступление в вуз) — плод его личных усилий? И достигнуты они скорее вопреки, чем благодаря «стараниям» родителей? Но что ждет его впереди? Ведь в мире Букиных мужчине отводится роль инструмента для удовлетворения женских потребностей: финансовых, сексуальных, эмоциональных и т.д. Срок эксплуатации мужчины-инструмента опять-таки зависит исключительно от женской прихоти. Все, что они могут противопоставить игу стервозных жен — это мертворожденное подпольное общество «Без баб».

Психология женщины такова, что она невольно проецирует переживания главной героини на себя. Две трети российских домохозяек сопереживают Даше Букиной и время от времени вживаются в ее личину: семьи разные, а вот ситуации случаются ой какие похожие. Да только русские мужики — это не плод фантазии американских феминисток и свой «ответ Керзону» они дают быстро и недвусмысленно. Особо талантливые «актрисы» остаются в одиночестве размышлять над социально-бытовыми отношениями в семье: кто, кому и чего должен.

Казалось бы, к чему такой запал? С чего бы с пеной у рта набрасываться на вымышленных персонажей комедийного сиквела? Да накипело! Под видом юмора подаются отнюдь небезобидные вещи: подлость, потребительское отношение к людям, ложь, стяжательство, приспособленчество, блядство, психологическое давление, лесть. Не стоит утверждать, что «Счастливы вместе» — лишь отображение обычных «среднестатистических» семей со всеми их проблемами и конфликтами. Потому что если это и зеркало, то кривое, как в сказке Андерсона: «все доброе и прекрасное уменьшалось донельзя, все же негодное и безобразное, напротив, выступало еще ярче, казалось еще хуже». Пять лет дважды в день Букины насилуют наше сознание. Ровно столько сидят под телевизором дети и жадно, как губка, впитывают все, что видят. Столько же кроткие и самоотверженные жены учатся помыкать своими добрыми и снисходительными мужьями, а мужья — перенимают манеру ныть и бездействовать. Может, хватит? Или придется организовать освободительное движение и объявить «Счастливых» идеологической диверсией. А с диверсантами у нас разговор короткий.

На эту и другие темы