Вспоминая Раневскую

Вспоминая Раневскую

В 1990-м году вышел двухсерийный документальный фильм «Вспоминая Раневскую». Он, как и многие биографические произведения о Фаине Георгиевне, наверняка будет интересен поклонникам ее таланта.

Но читая о Раневской или случайно встречая ее цитату в самых неожиданных текстах, я все время думаю о том, как сложно провести грань между личностью, реальной личностью человека, и тем, что потом вспомнят о нем люди – если, конечно, вспомнят.

Очень многие материалы о жизни Раневской формируют вполне однозначный образ. Хамка, тяжелый характер, талантлива, но невыносимо вспыльчива, остроумна, зла, высокомерна – такой ее видят очень и очень многие, как ее современники в своих воспоминаниях, так и нынешние поколения – основываясь на чьих-то мемуарах, словах или случайных сплетнях. Во всех «острых» моментах ее биографии – во всем этом фольклоре о конфликтах в театре, во всех поражающих желчностью высказываниях мне все время видится нападение как форма защиты – от неудач прошлого, от одиночества, от жестокости и равнодушия людей, бог весть от чего еще, но скорее защита ранимого человека, которому дано было остроумие и талант как самое колкое оружие, — но уж никак не выходки вздорной тетки.

Гипотезы относительно личности великих – дело неблагодарное и, скажем, так, «ненаучное». Мое фантазирование о том, какой же на самом деле была Раневская-человек (а не Раневская-актриса) неминуемо упирается в собственную неисправимую некомпетентность и невозможность компетентности – уже никто не узнает, как было «на самом деле». Мои мысли о ее уязвимости и ранимости, мастерски скрытыми за острыми высказываниями, так же, впрочем, необоснованны, как и мнения о ее вздорности и вспыльчивости, неумеренной гордыне и – в чем там еще ее обвиняли.

Единственное, что остается бесспорным – талант. «Сняться в плохом фильме – все равно что плюнуть в вечность» — говаривала Фаина Георгиевна. Все, в чем она так или иначе принимала участие, было талантливым.

Бессмертное «Муся, не нервируй меня», к слову, очень раздражало Раневскую – эта фраза прицепилась к ней надолго, и даже на вручении одной из государственных премий она не постеснялась поставить на место самого Брежнева, который упомянул эту фразу: «Так ко мне обращаются или мальчишки, или хулиганы!» — парировала она.

Раневскую помнят по прекрасной роли в «Свадьбе» — фильме середины 40-х годов, снятом по пьесе Чехова, по не менее блистательной роли в «Золушке», да и по остальным ее почти тридцати кинематографическим ролям – тут уж дело вкуса, кому какой образ ближе.

Но помимо кино и театра, Раневская славится своими афоризмами. Множество фраз, авторство которых мало кто знает (о медицине, которая бессильна, если пациент хочет жить; об оптимизме – который есть всего лишь недостаток информации; о том что жизнь прожить надо так, чтобы о тебе помнили даже сволочи) – все это сказала она.

Высказывания Раневской давно собраны в отдельные сборники и книги, найти их не составляет труда. То же самое можно сказать и о фильмах с ее участием – они достаточно популярны, большинство можно найти в сети. Сложнее всего, пожалуй, найти свою Раневскую – углядеть между строчек личность, в игре актрисы увидеть человека. Это вовсе не для того, чтобы «явить миру истинное ее лицо» — но для себя как зрителя, как читателя, как человека. Если уж личное знакомство с талантом такого масштаба (Раневская признана одной из двадцати лучших актрис прошлого века) невозможно, стоит знакомиться с ней через те материалы, которые нам доступны, чтобы, вспоминая о ней, не вспоминать образ, созданный кем-то, а вспоминать «свою» Раневскую.

Автор: Алёна Гапак (Черныш )

На эту и другие темы