Сергей Лукьяненко. Про чудовищ и людей

Сергей Лукьяненко. Про чудовищ и людей

О книгах Сергея Лукьяненко написано немало. Его произведения читают все любители фантастики – от мала до велика. При этом каждое из них вызывает настоящую бурю эмоций как у поклонников, так и у противников творчества писателя.

Первые не устают восхищаться лихо закрученными сюжетами, вторые придирчиво сравнивают их с сочинениями других авторов, выискивая, и справедливости ради стоит отметить, иногда находя, некоторые аналогии. Первые с неким чувством превосходства над вторыми обсуждают философские концепции, присутствующие практически в каждом произведении Лукьяненко, вторые, со свойственной всем оппозиционерам горячностью, заявляют о выморочности этих концепций. Но, и это наверное самое главное, ни одна из книг Лукьяненко не оставила читательскую публику равнодушной. Его произведения переводятся на десятки иностранных языков, а кинофильмы, которые удалось снять по написанным им на основе книг сценариям, с лихвой окупили свой бюджет.

Я, не относя себя к горячим поклонникам Лукьяненко, тем не менее с удовольствием читаю и перечитываю его произведения, и с нетерпением жду новинок. Меня захватывают сюжеты его книг и я не устаю поражаться их разноплановости –ведь среди них есть и космические оперы, и легкая приключенческая фантастика, и альтернативная история, и ксенофантастика, и даже детективы!

Но, увлекаясь сюжетом, доходя до последней страницы, практически всегда меня охватывает чувство почти детской обиды на автора за концовки его книг – вроде бы все загадки разгаданы, все точки расставлены, но что-то не так. Не таких смятых, а иногда даже вымученных концовок ждешь от мастера.

Наверное, единственной книгой, не вызвавшей у меня таких эмоций, стал сборник рассказов и повестей «Л»-значит люди». Да и сам Лукьяненко считает произведения, вошедшие в этот сборник, самыми удачными в своем творчестве.

Особенно яркое впечатление произвел на меня рассказ, давший название всему сборнику. Сюжет, как всегда, захватывает . На далекой планете люди, работающие на исследовательской станции, подвергаются нападению местного хищника Орга. Для убийства чудовища с Земли прибывает Имитатор – человек, чье тело превращено в совершенную биологическую машину, способную идеально адаптироваться к любым внешним факторам. Население станции встречает его не радостно – Имитатор не находит ни тени благодарности, лишь страх, ненависть и презрение окружают его. Благодаря трансформации, затронувшей лишь тело Имитатора и превратившей его в точную копию Орга, Имитатор вступает в контакт с чудовищем, и понимает, что существо это разумно, и поведение его обусловлено не природной агрессивностью, а желанием отомстить незваным гостям за гибель своей семьи. И нет необходимости в убийстве – достаточно просто перевезти Орга подальше от станции. Но тут пара исследователей случайно замечает двух чудовищ, и, зная, что одно из них – человек, организовывает обвал, несущий смерть и Имитатору, и Оргу.

Но – Имитатор выживает и возвращается. Согласно заложенной в его организме программе, он должен пройти обратную трансформацию в человека, однако этого не происходит. Ибо превращение в человека возможно лишь среди людей, а те, кто живет на станции, морально и нравственно уже не люди. Возвращение же на Землю Имитатора, не закончившего обратную трансформацию, невозможно. И чудовище с человеческой душой уходит в джунгли на поиски возможных поселенцев, а люди с душами чудовищ продолжают свою обычную жизнь.

Сам Лукьяненко утверждает, что при написании этого рассказа его занимало то, как изменится человек в своем стремлении выжить в чужом мире. Но мне кажется, здесь поднимается извечный вопрос – что же все-таки первично в человеке – душа или тело? Ответ, на мой взгляд, очевиден.

Автор — Наталья Бахмицкая

На эту и другие темы