Детский сад: как оторвать ребенка от маминой юбки
Детский сад замаячил перед нами едва ли не сразу после рождения. Таковы уж реалии современной жизни – очередь даже в это заведение. Но, записавшись, мне показалось, что садик – это еще очень и очень нескоро, зыбко и туманно, а потому не стоит переживаний. И мы зажили превеселой беззаботной жизнью, пока с удивлением не обнаружили, что два года пролетело незаметно и скоро грядет тот день, когда нам нужно будет отправлять малыша в сад. Вопрос был вынесен на семейный совет, и решение было принято: быть сего событию!
Сразу после этого я задалась вопросами, которые, вероятно, терзают каждого родителя, стоящего перед выбором: детский сад или домашнее воспитание. Не будут ли там обижать моего малыша воспитатели? Будет ли он играть с другими детьми? Достаточно ли он повзрослел для того, чтоб посещать это заведение? Готов ли он к тому, чтобы вырваться из своего уютного мирка, где были только мама, папа, бабушка и младший братик?
Слово, шла я в садик, как будто на собеседование на очень престижную работу. Мне казалось, что сын еще слишком маленький, чтоб оторваться от моей юбки, и я совершенно не представляла себе, как я должна теперь оставить его с чужими людьми и уйти. Тем не менее, сын остался с удовольствием, два часа играл с ребятами, не плакал и маму не искал. Меня это очень обнадежило, и счастлива я была целых два дня: пока мой ребенок не осознал, что так теперь будет каждый день. С этого момента каждое утро у дверей в группу меня ждала классическая истерика – с воплями, слезами, укладыванием на пол…
Я пыталась относиться к этому философски, и параллельно наблюдала за мамочками других детей из нашей группы. Одни из них были спокойными, выдержанными, на истерики реагировали стоически, и, казалось, никогда не нервничали. Другие были их полной противоположностью. Одна из них каждый раз смотрела на закрывшуюся дверь, за которой надрывался ее ребенок, с таким видом, будто оставляла его не в детсаду на два часа, а как минимум на неделю в концлагере. Другая кричала на сына за то, что он каждое утро рыдал и цеплялся за нее, и постоянно обманывала его: чтоб только он не плакал дома, она придумывала, что они едут куда угодно, но только не в детсад, и обман ребенок обнаруживал, только подходя к территории садика.
Нельзя сказать, что дети первой категории мам вообще не плакали. Но все же их привыкание к саду проходило менее болезненно.
Мой Сережа привыкал около двух месяцев. Сначала оставался на несколько часов, потом на полдня… И только через два месяца сын спокойно оставался в саду на целый день, без истерик и капризов.
Какие же выводы я для себя сделала:
Первое: не стоит ругать ребенка за слезы. Он плачет, потому что ему страшно и грустно. Мама – самый родной человек – бросает его одного в чужом незнакомом месте. И это нормально, что он этого боится. Чем громче на него кричать, тем более растерян он будет и слезы только усилятся. Лучше попробовать дать ему понять, что то, что он боится – совершенно нормально, а когда страшно – как раз стоит чуть-чуть поплакать. Иногда это срабатывает лучше любых увещеваний.
Второе: спокойная мама – спокойный ребенок. Если мама ведет ребенка в садик, уверенная в том, что так надо, ребенок заражается маминым спокойствием и чувствует себя гораздо увереннее.
Третье: гоните прочь чувство вины. От того, что мама будет чувствовать себя виноватой, поведение ребенка только ухудшится. Ребенок – это самый чувствительный детектор маминого настроения.
Зачастую детский сад – это необходимость. И в наших родительских силах сделать так, чтоб первые самостоятельные шаги наших малышей в социуме были спокойными и уверенными.