Мелкие бесы и школа. Грустные мысли о реформе

Мелкие бесы и школа. Грустные мысли о реформе

Хочу сразу оговориться, что мнение мое крайне субъективно, вполне возможно, что я не все нюансы предстоящей реформы понимаю правильно. Может, мне не хватает широты кругозора или чувства юмора…
Все, что относится к образованию, касается и нас с вами: у кого-то учатся дети, потом будут учиться внуки. Нам жить в стране, в которой инженерами и строителями, врачами и слесарями будут работать те, кто получит это самое новое образование. Отреформированное до состояния отформатированного диска.

Недотыкомка вернулась…
Когда я впервые читала роман «Мелкий бес» Федора Сологуба, пожалуй, самого мистического русского писателя из всех, после Н.В. Гоголя, я только тихо радовалась, что та дореволюционная уездная Россия, невежественная и косная, дикая, осталась в прошлом. Наступило время прогресса, образования, новых технологий. И потому недотыкомки серые (мелкий бес, преследующий главного героя романа Передонова) сейчас, в век компьютерных технологий, не властны. Время серости прошло, оставшись в романе Сологуба об учителе провинциальной гимназии, сходящего с ума под искушающие шепотки и смешки окружающих. И до конца не ясно, то ли он с ума сошел, то ли действительно демоны его окружали и довели до умопомрачения, чтобы не мог с ними бороться…
Как мне кажется, в такой же ситуации оказываемся мы с вами и современные учителя. Судите сами. Все, чему учили до этого, что среднее образование в России доступное и бесплатное, что советское образование было самым лучшим в мире, теперь брошено под нож реформ. От академизма и основательности не останется и следа. Несколько обязательных, бесплатных часов в неделю математики (чтобы в магазине сдачу считать), несколько — русского языка (чтобы заявление на работу заполнить, подпись уметь поставить и прочесть (пусть и не понять) спущенные сверху циркуляры о том, как хорошо живется, а ожидается еще лучше).

Много знать вредно
Школьников будут приучать к гражданской ответственности и гордости за державу. Россия – центр мира и самая лучшая на планете страна. А какие еще есть государства и страны – зачем знать? Как там люди живут? Да кто их знает! Ведь география и история в бесплатный «обязательный комплект» не вошли. Значит, можно предположить, что живут там люди с песьими головами (биологию-то тоже вычеркнули). Так что здесь фантазии на первом месте, хорошо, что мечтать не запретили, только как воображение развивать, не имея пищи для ума, не изучая искусства? Ведь уроки музыки и рисования отныне будут за отдельную плату.
Излишние знания вредны. Кто много знает, тот много думает. А кто задумывается, тот начинает критически мыслить… Зачем такие выверты русскому человеку? Проще надо быть. Уметь кнопочки на компьютере нажимать и галочки в нужном месте ставить. Да, и про физическое образование не забыть. Без физкультуры куда? Ведь работники государству нужны здоровые, электорат должен быть физически крепок и умственно не сокрушим.
А если родители хотят, пусть за остальное образование своих чад платят. Английский, информатика, музыка, химия… В конце концов, сколько может государство тратить деньги впустую? То есть, на образование. Ведь совершенно нематериальная, а, значит, невыгодная вещь. Лучше налоги в другое русло пустить, ведь бюджетная сфера вся реформируется, например, на нужны чиновничества. Им материальное благополучие нужнее, чем мальчику из глубинки знать основы волновой теории, историю древнего мира, строение вселенной или понимать по-английски. Ведь вздумает еще в вуз поступить, а потом будет на место хорошее претендовать, интересы чиновничьего люда притеснять. Умнее правящего бюрократа окажется. А это совсем ни к чему. Пусть на земле живет, в поле работает. А интегралы и гидрохлориды от лукавого, лишнее это.

Учится тот, кто платит
И будут дети богатых родителей в академиях учиться. Тех, кто смог платить за дополнительные уроки. Останутся только частные школы, государственные сгинут, не выдержав конкуренции. Кто их финансировать-то будет? Госзаказ будут формировать все те же чинуши, а им, понятно, виднее, куда деньги направлять: в крупный город в частную гимназию, где их детки учатся, или в глухую деревню, где население нищее и за дополнительные уроки все равно платить не в состоянии.
Словно услышали реформаторы 21 века пожелание сологубоского героя, Ардалиона Борисовича Передонова: «Все государственные должности, кроме самых низших, должны находиться в дворянских руках». А всех остальных надлежит учить рабочим профессиям. С начальной школы. Чтобы об иной участи и не мечтали разночинцы и «кухаркины дети».
Вот и получается, опять бесы мелкие над Русью кружат. Как бы не закружили, не завертели. А мы все в этой круговерти не сгинули бесследно, как иные первобытные племена.

Автор — Анна Лапшина.

На эту и другие темы



  1. Тина:

    Действительно страшно становится, как во все эти новые правительственные реформы вникнешь. Смотришь на заверения чиновников с экрана телевизора, кажется, все разумно. А вот в реальности что получается…
    Сейчас доплачивают учителям, если в классе не менее 25 учеников. Обещают добавки к жалованию за каждого хорошиста и отличника. К чему эо приведет, думаю, все понимают.
    В милиции, пардон, теперь полиции, тоже доплачивают за хорошую отчетность. Чем меньше преступлений по определенной категории, тем лучше. Поэтому реальное положение с числом преступлений никому не известно. Не зарегистрировал, заявление не принял — нет преступления.
    По-моему, все это гораздо хуже, чем в советские времена. Отдает еще большим цинизмом. И ругать некого. Демократия. сами «выбрали» тех, кто такие законы принимает.

  2. Рагдена:

    А еще закон стал более лоялен к несовершеннолетним нарушителям. За грабеж теперь подросток не срок получит или путевку в колонию, а отделается штрафом до 2 тысяч рублей. Вчера по телевизору показывали сюжет, как избивали мальчика подростки, сняли на камеру свои «подвиги». отделались штрафом в 500 рублей.
    Полная безнаказанность. И как все это расцветет на фоне кастрированного образования. Кого из юных россиян хотят вырастить?
    В школе нагрузка будет минимальна. Родители не все смогут дополнительные уроки оплачивать. И будут подростки по улицам слоняться. Надо же свободное время куда-то девать.