Riot Grrrl: аккомпанемент революции

Riot Grrrl: аккомпанемент революции

Четверть века назад «линия жизни» усредненной американки повторяла сюжетные линии рекламной паузы: вот хозяйка в ритме вертолетных лопастей занимается приготовлением ужина, а уже через минуту собственноручно проверяет чудодейственность гранул нового стирального порошка. Для большинства «слабополых» того времени Вселенная ограничивалась стенами дома, а образование, карьера, путешествия и удовольствия были недосягаемой роскошью, принадлежащей закрытому миру мужчин. И хотя феминистки из числа мам и бабушек весьма плодовито похлопотали по части гражданских прав, женщины конца 20 века сталкивались с проявлениями дискриминации не реже, чем с необходимостью пришить пуговицу.

Bratmobile

Сексизм бушевал и в сфере искусства, в частности на музыкальной сцене. Особой «патриархальностью» отличались рэп- и рок-цеха, по негласному кодексу которых «прекрасная половина» годилась в лучшем случае на роль фанатеющей «мебели». Робкие попытки отдельных девушек «эмсить» в микрофон или перебирать гитарные струны разбивались о стену недоумения и насмешек со стороны мужчин, порывающихся «поставить баб на место». К счастью, среди «отверженных» нашлись и некисейные барышни, которых такое противодействие только подзадорило.

У истоков движения Riot Grrrl («Девичий бунт») стоял грязно сыгранный, оруще-вопящий, шумный до звона в ушах агрессивный феминистский панк-рок, затрагивающий темы гендерных стереотипов и неравенства, «свободы выбора» (за этим эвфемизмом тогда скрывалось находящееся в юридически подвешенном состоянии право на аборт) и насилия в семье. Позже спектр поднимаемых в песнях вопросов расширился от дискриминации по полу до дискриминации вообще. «Девчонки-бунтарки» начали кричать о расизме, лукизме, эйджизме, проблемах сексуальных меньшинств и малообеспеченных слоев населения.

Кэтлин Ханна

Вооружившись воинственным духом и открыв охоту на досадливые устои общества, панк-амазонки ненароком убили еще одного зайца. Кустарные технологии Riot Grrrl послужили сильнейшим толчком к развитию DIY-идеологии – идеологии «самодеятельности», лежащей в основе могущественного ныне направления «инди». Не желая подражать мужской половине, женские коллективы были вынуждены искать и находить «авторский подход» к производству музыки. Элисон Вульф (Alison Wolfe), фронтвумэн культового трио Bratmobile, рассказывала, что осеняющим моментом для нее стал совет друга послушать «для вдохновения» The Ramones – популярных панк-рокеров того периода. В одном из интервью Вульф объяснила: «Во мне как будто что-то перещелкнуло. Я подумала, что если большинство бой-бэндов пишут песни под влиянием The Ramones, то мы, наоборот, не станем слушать никаких «рамонесов», а будем развивать свое собственное звучание».

Наряду с Bratmobile, в первых рядах социо-культурного бунта стояла группа Bikini Kill, предводимая харизматичной вокалисткой Кэтлин Ханной (Kathleen Hanna) – настоящей «иконой» третьей волны феминизма. Также стены американских и канадских андеграундных клубов сотрясали 7 Year Bitch, Slant 6, Autoclave, Babes In Toyland и ряд других коллективов, которые не получили широкого признания, но самозабвенно ратовали за радикальные перемены «на местах».

Феномен Riot Grrrl, как и любое революционное явление, был обречен стать яркой кратковременной вспышкой, а не вечным огнем: невозможно долгие годы сопротивляться без устали. Пыл активисток был поостужен как внешним прессингом, так и трениями внутри самого движения. Однако отголоски «девичьего бунта» слышны сегодня во многих проявлениях женского творчества, если только речь не идет о припудренной благополучной попсе. К примеру, достойно защищает ценности Riot Grrrl вокалистка The Gossip Бет Дитто (Beth Ditto), которая призывает бороться с шаблонными стандартами красоты, беспощадно навязываемыми глянцем и рекламой.

Наталья Измайлова

На эту и другие темы