Детские сказки для мальчиков: мега-цензура.

Детские сказки для мальчиков: мега-цензура.

В статье «Мы слишком начитались сказок» ничего не было сказано о мужчинах. И это неслучайно, потому что мужчины — это целая тема, достойная отдельного написания.

Даже если мы читаем в детстве одни и те же сказки, мы все равно примеряем их на себя по-разному.

Наш сосед Сергей, которого я знала еще со школы, пил чай с пирожками и жарко спорил со мной, доказывая, что мужчина должен быть хозяином в доме и не идти ни на какие компромиссы с женой.

- Ну почему? — возмутилась я. — Неужели так трудно уступить? Ведь главное, чтоб в семье был лад.

- Да ты что, думаешь, что мне жалко? Да я на друзей своих насмотрелся: как начинают бабы крутить мужика, так уж не остановишь.

Серега, если честно, меня не удивил.

Если вам удастся поговорить с психологом, вы узнаете интересные вещи о мужчинах и о том, чего они боятся. Мой дядя, практикующий психотерапевт, рассказывал, что мужчина даже не догадывается, как много страхов приходит к нему из детства. Самая распространенная, например, мужская страшилка — это «Сказка о рыбаке и рыбке», когда старухе нужно было вначале только исправное корыто, а потом и до желания стать «владычицей морской» добралась. И мальчики часто не идут на уступки именно из-за переноса таких страхов в жизнь.

Когда-то (если вы еще помните) героями мальчишек были русские богатыри из былин: Илья Муромец, Добрыня. Герои сражались с драконами, изгоняли врагов. К ним шли просить помощи и защиты. Они защищали не только людей, но и целые деревни.

А потом пришли другие сказки, где главный герой то дурак, то чудак, то подкаблучник.

Например, в «Золушке» высокопоставленный вельможа женится на тетке с 2-мя дочерьми и позволяет ей командовать всем домом, его дочку держать за прислугу, а его самого – за кучера. В «Белоснежке» опять всем управляет мачеха. А отец-то опять где?

Емеля вообще привык ездить на печи. Вначале он сидит на шее у мамы, которая его поит-кормит, а потом, когда его заставили работать, находит щуку, решающую все его проблемы. После щуки эстафету принимает царская дочь.

В сказках вечно получается, что Иван-дурак, а Василиса — то премудрая, то прекрасная.

В «Царевне-лягушке» опять-таки все проблемы героя решает жена: «Ты поспи. Утро вечера мудренее»..

Вот и получается, что читаем мы мальчишкам сказки, в которых нет сильных мужских поступков.

Даже в более-менее нормальной в этом смысле «Сказке о царевне-лягушки» Иван по своей глупости вынужден идти за Василисой, т.к. сам сжег ее кожу на три дня раньше положенного срока. Так что вряд ли этот поступок тянет на подвиг.

В «Снежной королеве» опять-таки маленькая Герда отправляется спасать Кая, который увлекся пазлами из льдин и забыл про все на свете..

Я у не говорю о том, что в сказках, которые мы читаем детям, очень много одиноких женщин: мать Дюймовочки воспитывает ее одна, у Красной шапочки тоже из семьи почему-то только мама и бабушка. У семерых козлят козел где-то в бегах, по крайней мере в сказке он не присутствует, и коза сама решает все проблемы..

Вот так и выходит, что уже с детства семья без отца ( или же с отцом, который непонятно чем занимается) становится в восприятии мальчика нормой. Женщина-она, дескать, сильная, сама воспитает и все сама как-нибудь уладит. А ведь ваш малыш — это будущий мужчина.

Конечно, это все — всего лишь теория, с которой можно согласиться или нет, можно принять, а можно поспорить. Только все равно надо помнить, что первые образы отношений очень важны для ребенка. Лучше уж подстраховаться и найти ему сказки, где герои живут вместе: папа, мама и счастливые дети. Или пусть его любимой сказкой будут приключения доброго, сильного и находчивого героя, у которого много друзей: Незнайка, Шрек, Волшебник изумрудного города.

Наталия Маджик

На эту и другие темы



  1. Рагдена:

    А как же Финист — ясный сокол? А в «Золушке» мужчина, с которым себя отождествляет мальчик — принц,который ищет свою возлюбленную, никак не отец Золушки (будь этот персонаж другим, не было бы сказки). Все сказки учат мальчиков искать свою принцессу, быть сильными и умными. Даже все истории о Иване -дураке(даже тот, кто МЛАДШИЙ в семье — ребенок, которому рассказывается сказка — может много достичь) о том, что не важно, как тебя зовут, важно, как ты поступаешь. То, что во многих сказках отсутствуют отцы — вполне понятно. И не в нашем смысле неполных семей. Вспомните старые времена. Мужчины трудились, иногда уходили на заработки далеко от родного дома. Они не были праздными емелями. Поэтому и Козла нет в сказке, учила общаться с миром, воспитанием детей всегда занималась мать. Не надо никакой цензуры. А безродные шреки и незнайки — не лучшие герои для подражания. И никогда не научат семей ной этике.

    • Trixter:

      Шрек, кстати, вполне приличный семьянин. А вот связь осла с драконихой наводит на определённые размышления:)
      Незнайка — явный продукт коммунистической литературы, он живёт в коммуне. Папы нет, мамы нет, сам — круглый сирота.
      В общем-то, сказки моделируют самые разные ситуации. При этом всё несущественное просто обрубается. Не нужен по сюжету Козёл, красношапочный папа или папа Емели — их и нету. Нужно три брата, где третий — Дурак — они есть. Кстати, можно вспомнить Снегурочку, Колобка, Курочку-Рябу и Золотую рыбку — там и папа, и мама, пусть и изрядно состарившиеся. А вот детей нет. И какой вывод? О брошенных родителях, которые по сусекам скребут? Или плохом соцобеспечении пенсионеров в те времена?
      Не нужно пытаться вытащить из сказок то, чего туда никогда не вкладывалось:)

  2. Рагдена:

    Полность согласна с Trixter: не надо искать в сказках двойное дно. Они придуманы для детей.
    А на счет Шрека… Может, он и примерный семьянин… Но эта история так далека от поэтики сказочных традиций, так все переворачивает, что я бы не рекомендовала его детям до…8 лет. Порой она цинична и жестока (птички на ветке, превращающиеся в яичницу, Пиноккио, который на несколько мгновений стал ЧЕЛОВЕКОМ, и многое другое). Или союз Драконихи и Осла. Я не люболю Шрека. Может, это мое предвзятое мнение. Считаю, чтот нельзя попирать законы, особенно сказочные. лягушка должна превратиться в принца, а не принцесса в жабу. Тут уже такие «наезды» на подсознательное человека, что становится не по себе. Словно кто-то отрабатывает технологию психической атаки и разрушения.

  3. Trixter:

    А у меня пацан Шрека не очень. Раз посмотрел — и всё. А вот Симпсоны, Гриффины, Кливленды и прочие Футурамы чуть ли не наизусть заучивает.
    Шрек — коммерческий продукт с долей чёрного юмора и пошлости, это не Бэмби, это для современных детей, выросших на Бивисах и Американских пирогах.

  4. Рагдена:

    Что и печально. Американская пошлость и недалекость становится эталоном. Черный юмор хорош во взрослом кино, произведения для детей должны оставаться добрыми. Без двойного дна.
    И пусть психологи из «Красной Шапочки» вытаскивают взрослые комплексы и проблемы, моя дочь просила читать ей эту сказку много-много раз. И не потому, что ее интересовала сторона общения с мужским полом (не в три года!). Наша цивилизация слишком развращена психоанализом. И это копание в подсознании проникает во все сферы, от политики до искусства.
    То, что американцы сотворили с «Алисой», вообще трудно как-то обозначить.
    Может, «Винксы» лучше Симпсонов? Моя дочь их засматривает «до дыр», собирает в нете картинки. А Карлсона читали только один раз.


Случайные записи

Зачем домохозяйке блог? Телевизионные новости: полезно, скучно или опасно? Фу! «Конторская мышь» Профессия тайный покупатель: от А до Я

На эту и другие темы