Писатель, мыслитель или…

Писатель, мыслитель или…

Мое знакомство с творчеством Пауло Коэльо произошло в институте. В моем ближайшем окружении его почему-то боготворили практически все. Эти крохотные книжечки с загадочными и, очевидно, претендующими на глубокий символизм рисунками на обложках читались везде, а чаще всего — на лекциях по бухгалтерскому учету. Я почему-то все оттягивала путешествие по лабиринтам души хитроглазого бразильца. Наверное, так дети откладывают разворачивание подарков – чем дольше предвкушение, тем полнее и ярче радость открытия. Но, наконец, я решилась – позаимствовала у подруг штук шесть уже изрядно потрепанных вследствие интенсивной эксплуатации томиков и приготовилась наслаждаться. Начать я решила с книги с весьма многообещающим названием «Вероника решает умереть». Ее мне описали как «полезная для жизни и вообще в некоторых местах порыдать можно»…
Уже на третьей странице стало ясно, что жанр явно не мой. Но я продолжала упорно искать жемчужины мысли и сокровища духа. За день «шедевр» был прочтен. Проглотив отдающую гнилью сладость хеппи-энда, я долго пыталась понять, что же это все-таки было.
Для меня сюжет в книгах – вещь более чем второстепенная. Все интриги и перипетии описаны уже сотни и тысячи раз, и заново изобретать колесо нет никакого смысла. Истинная ценность книги – в характерах героев, в движениях их душ, в феерии чувств и умении автора сделать мир, созданный в воображении, живым и реальным.
Герои «Вероники» не живут, не дышат. Словно сделанные руками неумелого мастера марионетки, они стройными рядами шагают туда, куда направляет их Пауло Коэльо. Читателей не заставляют думать и анализировать – их просто тащат к финалу, который, очевидно, должен озарить светом их убогие души.
Главная героиня, наверное, воплощает среднестатистического «маленького» человека. Жизнь у нее не тяжелая, не горестная – просто серая и никчемная (по крайней мере, по ее мнению). Могла бы стать хорошей пианисткой, но почему-то получила юридическое образование и теперь работает в библиотеке. История, конечно, довольно типичная. Многие мечтают стать летчиками, рок-звездами или женами миллионеров, а в результате работают менеджерами, программистами или продавцами в супермаркетах. Ну не сориентировался по молодости человек, чего ему надо, ну родители надавили, да мало ли причин… Я считаю, что в любом возрасте можно все исправить и пойти тем путем, который выбрало сердце. Можно найти отдушину в хобби или получить второе образование… Да мало ли способов сделать свою жизнь лучше, особенно если ты молод и не обделен способностями.
Отношения с мужчинами у Вероники тоже как-то не складываются. Нет, вниманием она не обделена и монашкой не живет… Просто, деля с мужчиной постель, она никогда не засыпает с ним. И дело не в партнерах – Вероника сама не дает отношениям развиться. На самом деле у девушки нет ни одного по-настоящему близкого человека. Действительно, разве может она к кому-то привязаться, если сама себя не любит?
Вместо того чтобы искать свое место в жизни, как делает большинство нормальных людей, героиня Коэльо решает покончить с собой. По-моему, в этом поступке наряду с трусостью проявляется и чудовищный эгоизм Вероники. Единственная дочь своих родителей, она совершенно не думает, чем все это обернется для них.
И придя в себя в сумасшедшем доме, это непостижимое создание ужасается: у нее ничего не вышло, и все будет, как раньше, и так до конца жизни, и надо срочно опять чего-то наглотаться… Но добрый доктор спешит обрадовать девушку. Оказывается, жить ей осталось недолго, и скоро она отправится, куда собиралась, а до того придется погостить в психбольнице. Ну а дальше – знакомство с прочими пациентами, и встреча с Великой Любовью, и осознание, что, оказывается, жизнь – это бесценный дар и каждый ее миг может быть чудом. И все это в паутине пафосных фраз, в которые бразилец, словно в безвкусную обертку, упаковывает простые и святые истины, открытые сотни лет назад действительно великими людьми.
Коэльо – не выдающийся писатель, не философ нашего времени, а просто хороший рерайтер и удачливый бизнесмен. Его творения можно почитать на пляже или в автобусе, между Донцовой и глянцевым журналом, но не более.

Автор: Анна Гончарук

На эту и другие темы