Сэм Уолтон: гений розничной торговли

Сэм Уолтон: гений розничной торговли

Просматривая очередной список самых богатых людей планеты, многие из нас обращают внимание исключительно на опубликованные цифры дохода и представляют, как бы эта сумма улучшила их жизнь, но никогда не задумываются о вложенном труде для достижения такого результата. И для многих бизнесменов попадание в список Forbes является не целью, а следствием.Сэм Уолтон, признанный самым богатым человеком планеты на протяжении 4-х лет подряд, считал, что этот статус причиняет ему и семье дополнительные неудобства, мешает спокойно жить и передвигаться. Привыкший к скромной, по всеобщим меркам, жизни, он никогда не стремился окружить себя драгоценными вещами, роскошными виллами и дорогими марками автомобилей. Напротив, считал, что в его окружении должны быть только самое необходимое, то, без чего обойтись действительно нельзя. Этим принципом Сэм руководствовался на протяжении всей жизни.

Личность СэмаУолтона

Итак, кем же был этот великий человек и благодаря чему он разбогател?

Сэм Уолтон – подданный США, родился в начале ХХ века в небольшом городке штата Оклахома, но в школу он пошел уже в Миссури, туда его перевезли родители. Собственно, все его детство и ранняя юность прошли в небольших городках Америки, поэтому он никогда не стремился покорять большие мегаполисы. Неудивительно, что свою будущую жену, Хелен, он встретил также в провинции. И в небольшом городке Ньюпорт (штат Арканзас) Сэм открыл свой первый розничный магазин. Торговля и стала делом всей его жизни. Чувство, что он должен заниматься именно розничной торговлей, не отпускало с ранних лет. Возможно, это решение Сэм принял в детстве, когда помогал семье в продаже молока.

Однако предпосылкой к успеху на этом поприще явилось его желание угодить потребителям, он внедрял любые инновации, которые только мог придумать или подсмотреть у других. Постоянная жажда познаний в области продаж товаров подталкивала Сэма к частым посещениям магазинов своих конкурентов. Даже в пределах одного городка, где было всего 2-3 торговых точки, он в свободное время заходил в них, и мог проводить там по несколько часов кряду. А во время семейных путешествий на автомобиле Сэм не мог устоять перед соблазном посетить очередной магазин, встретившийся по пути. И поэтому всегда останавливался с одной единственной целью: зайти внутрь и посмотреть, что в этом магазине есть интересное. По его воспоминаниям, ничего для улучшения розничной торговли он так и не изобретал, все, благодаря чему бизнес Сэма рос и процветал, было позаимствовано.

Становление бизнеса

Свой первый магазин он открыл по договору франшизы, однако, в целях экономии на благо покупателя, Сэм неоднократно нарушал условия сотрудничества. И хотя ему за 5 лет не только удалось поднять уровень торговли в его городке практически с колен, но и увеличить показатели оборота своего магазина в несколько раз, партнеры со стороны «Бен Франклин» предпочли больше не иметь с ним никаких дел. И в возрасте 44 лет Сэму пришлось задуматься о начале нового пути. В это время и родилась идея создать сеть магазинов Wal-Mart.

Первый магазин, который открылся под этой вывеской, больше напоминал склад. Это был обычный ангар, в котором товары располагались насыпью, чаще всего, в производственных упаковках по несколько штук, практически не было оборудования, тем более, стоял неприятный запах. Редкий предприниматель решался открыть магазин в таком виде, но только не Сэм. Напротив, он гордился данным событием, ведь это детище полностью соответствовало его философии торговли по самым низким ценам. В основе успеха Wal-Mart лежит минимизация издержек в совокупности с минимальными аппетитами прибыли.

Отнюдь не звездное начало Wal-Mart

Однако создать магазины такого уровня – не означало обрести успех в торговле. На протяжении всего периода становления и развития сети Wal-Mart, вплоть до момента, когда она получила статус акционерного общества, положение дел Сэма было далеко не радужным. Особенно это касается отношений с кредиторами. Как вспоминает великий гений торговли, чаще всего приходилось занимать деньги, чтобы раздать накопившиеся долги и, таким образом, оттянуть время окончательной расплаты. Причем к таким методам приходилось прибегать, и для открытия новых магазинов, а в месяц их запускалось несколько.

В успех его компании не верил практически никто, даже в момент перехода в АО специалистами Уолл-стрит высказывались большие сомнения относительно надежности и перспективности сети Wal-Mart, несмотря на многолетний успех сети и шокирующие показатели товарооборота. Ни одна торговая сеть на территории США в то время не могла конкурировать с творением Сэма Уолтона. Тем не менее, принять торговую сеть Wal-Mart как одно из наиболее успешных предприятий ХХ века все же пришлось, факты были на ее стороне.

Что помогла Сэму Уолтону в его бизнесе?

  1. Принципиально новый подход к делу. К своим сотрудникам он относился как к партнерам, руководителей магазинов изначально наделял долей прибыли, а с начала выпуска акций каждый из всех, кто посвятил себя развитию Wal-Mart, получил свою долю. Сэма всегда интересовало мнение рядовых сотрудников, ведь они ближе всего работают с покупателями. В своей компании он создал атмосферу доверия и взаимопомощи.
  2. Вера в идею, какой бы безумной она ни оказалась окружающим.
  3. Жесткий контроль над расходами, благодаря которому Сэму удалось наладить новую систему товародвижения между магазинами.
  4. Мотивация. Он был непредсказуем в отношении к партнерам и придумывал все более интересные предложения.
  5. Анализ своей деятельности. Сэм Уолтон не был сторонником тотального контроля, однако предпочитал иметь представление обо всем, что твориться в каждом из его магазинов. В целях более быстрого передвижения он отказался от автомобильных путешествий и пересел за штурвал самолета.
  6. Общительность и позитивный настрой. Какое бы грандиозное предприятие ни было задумано, дать ему старт невозможно без позитивного настроя. К слову, изначально Сэм собирался открыть только 1 магазин, а сегодня в сети Wal-Mart насчитывается более 5000 магазинов по всему миру. Интересный факт говорит о нем, как о чересчур общительном человеке: во время учебы в университете Сэм обращался по имени к каждому собеседнику.

Автор — Елена

На эту и другие темы