Валерия Гай Германика – гений или обычная хулиганка?

Валерия Гай Германика – гений или обычная хулиганка?

Самый молодой российский кинорежиссёр действительно напоминает слегка неразборчивого и хулиганистого подростка, который сам не знает, чего он хочет. Шокировать публику или быть одним из лучших российских режиссёров нового тысячелетия?

Её нашумевший фильм «Все умрут, а я останусь» на Каннском фестивале завоевал приз «Молодой взгляд», а также удостоился специального упоминания жюри конкурса в номинации «Золотая камера». Однако что нового и молодого привнесла Германика в российский кинематограф? Классические слёзы, грусть и обида за страну, — всё это неотъемлемая часть работ Германики. Но это уже было. Много и по-разному. Весь российский кинематограф с ног до головы пропитан слезами и горечью обид. Да и тема в работах Германики поднимается не новая. Как для российского кинематографа, так и для зарубежного. Первый, самый яркий пример, который всплывает в памяти, это фильм «Чучело» (1983) Ролана Быкова. Жестокость среди детей уже в то время была настолько актуальной темой, что её запечатлели в кинематографе. Из зарубежных фильмов подобной тематики можно вспомнить эстонский фильм «Класс» (2007) Ильмара Раага или польский фильм «Привет, Тереска» (2001) Роберта Глинского. Печальные баллады о сложном выборе, проблеме взросления и в целом подросткового периода постоянно твердят об одном: очень тяжело быть подростком и особенно важен в этом возрасте путь, который ты выберешь, от него будет зависеть вся твоя последующая, уже взрослая, жизнь. Значит, всё уже было до Германики? Возможно, сюжет о трудностях взросления переходит в разряд вечных сюжетов. Значит, Валерии остаётся лишь показать собственное видение этой проблемы. По мнению Германики, в школах подростки только и делают, что пьют, курят, занимаются сексом и избивают друг друга до полусмерти. А как же другие дети, нормальные? Их уже не существует? Именно это «тёмное» новшество в видении темы и удостоилось наград. На мой взгляд, это совсем не повод поощрять режиссёра. Столько шума из-за обыкновенной чернухи! А ведь в Интернете этого добра пруд пруди. С другой стороны, можно допустить, что вся соль работ новоиспечённого скандального режиссёра кроется в необычной манере съёмки: трясущаяся камера, выезжающая из-за плеча героя, эдакое подобие home video. Однако и это отнюдь не новый приём в кинематографе. Это открытие принадлежит прошлому веку и совершил его Дэниэл Майрик, режиссёр фильма «Ведьма из Блэр: курсовая с того света» (1999).

В итоге получается, что Валерия Гай Германика, к сожалению, не является тем гением, которого с таким нетерпением ждёт российский кинематограф. Пройдёт время и сотрёт это юное дарование в пыль. Единственный выход из положения для Германики – это изменить свой однобокий подход к теме школы, забыть о том, что эпатаж – лучший друг славы и наконец уже перейти к другим, более интересным темам.

Екатерина Шарапова

На эту и другие темы



  1. Рагдена:

    Действительно, фильмы Германики ничего нового не привнесли в кинематограф. И паясничающего переростка трудно воспринимать как некое культурное явление. Есть такой фильм Ларри Старка «Детки». Похоже, в детстве девочка Лерочка посмотрела его из-за попустительства взрослых. И решила, что чернушная тема — это главное в жизни подростков. А отсутсвие профессиональных навыков и элементарных знаний об искусстве кинемотографии и основ жанра — высший профессионализм. Но обидно, что других-то фильмов нет.. Вот и получается, на безрыбье и Германика -режиссер?

    • Trixter:

      Ларри Старк — это нечто:) Только он не Старк, а Кларк. «Деток» не видел, но видел «Кен Парк» — то ещё зрелище. Кстати, Кларк не столько режиссёр, сколько фотограф.
      Дети же наши — они разные. Есть наркоманы, есть отморозки, есть «болото», а есть — нормальные пацаны и девчонки. Но кто сейчас будет смотреть про нормальных? Кассу и прессу на них не сделаешь. Пиплу нужно зрелище, а германикам и бекмамбетовым — бабло. Взаимовыгодный симбиоз, так сказать.

  2. Рагдена:

    Спасибо за поправку в имени режиссера, ошиблась. =)
    А «хлеба и зрелищ» народ хотел всегда. И зачитывались опусами про фантомаса, и похождениями кухарки.., и «подвигами» Ната Пинкертона. Только где сейчас это чтиво?
    Время расставит все по своим местам. Просто сейчас нет авторов, пишущих для детей хорошие, с позитивным настроем, книги. Поэтому и зачитываются они похождениями волшебников и вампиров, таких, как Гарри Поттер и Эдгар с Беллой.
    Кто помнит «Волшебника Средиземноморья»? Зато все знают Гарри Поттера….